Школьные вехи
   

Создатели сайта

         

Школьные вехи

 

Уважаемые посетители сайта, если Вы когда-то выпускались из стен нашей родной школы, то не будьте безучастны и присылайте фотографии Ваших выпусков для размещения на нашем сайте, т.к. самая светлая и добрая частица нашей жизни прошла именно в школьные годы.

 Напишем историю вместе!

Школа 121 начала работать с 1 сентября 1937 года, когда по Постановлению ЦК ВКП(б) было решено открыть большое количество новых школ в кратчайшее время. Строительство было развернуто в районе поселка Гордеевский. Тогда это была небольшая деревня в центре Канавино, сплошь усеянная частными малоэтажными застройками и слаборазвитой инфраструктурой. Здание новой светлой четырехэтажной школы пришлось по душе гордеевцам. Но поучиться в этом здании учащимся пришлось не долго. Началась Великая отечественная война, и школа стала выполнять функцию госпиталя, т. к. Горьковской области пришлось принимать и лечить огромное количество раненых. Госпитали создавались не только за счет больниц, санаториев, домов отдыха, но и за счет школ. В помещении школы №121 размещались  3 эвакогоспиталя:

№ 2804 с 20.08.1941 –по 1.03.1943г.

№ 5375 с 1.03.1943 – по 12.08.1943 г

№ 5815 с 12.08.1943 – по 8.08.1946 г.

Здесь легко обосновались предвоенные слова,

И палаты назывались «третья б», «восьмая а».

Многодетные гвардейцы – вечные ученики

Здесь учились, будто в детстве,

Делать первые шаги.

В учебных кабинетах были развернуты операционные, палаты для раненых. Ученики помогали солдатам, приходили в госпиталь после уроков помогали писать письма родным и близким. Прямо в палатах военного госпиталя ребята давали концерты для раненых: кто читал стихи, басни, кто играл на гитаре, кто-то пел. А раненые дарили подарки – сахар, галеты, хлеб. И какие это были дорогие подарки!

А сама школа в годы войны до 1947 года находилась в доме купцов Теребилиных и продолжала работать, несмотря на трудности военного времени.

Один раз в неделю кормили здесь ребят бесплатным завтраком. В миску, расписанную хохломской росписью, помещались 2/3 ложки картофельного пюре, кусок ржаного, а иногда и белого хлеба и стакан фруктового чая. Как ждали ребята этого завтрака!

Выпускники военных лет достойно сражались на фронтах, защищая свою Родину, свой город, свою семью. На мемориальной доске, открытой в 1985 году в часть 40-летия Победы высечены 25 имен учителей и учеников школы № 121, павшими за свободу и независимость нашей родины или пропавших без вести в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. 

Березин А., Блинов Л., Богомолов С, Большаков Е., Вильчинский М., Вилков Д., Гофтарев С., Доронов.Ф, Дельцов К., Ермаков Н., Козлова С., Кустов Л.,. Крупин П., Кленин Н.., Кольцин А., Копытин А., Ладянов Н., Лифанов Л., Леви С.Л., Мигунов И., Рубцов Д., Ревунов А., Стержин П.. Торопыгин, Шаров Д.

В этом списке один из первых директоров школы (с 1940-по 1942 год) Леви Семен Львович.

Из Наградного листа: "В бою 30-31 июля 1943 года быстро организовал переправу мат части и боеприпасов через реку Северный Донец под шквальным огнем противника. Лично водил свой взвод 3 раза в контратаку на прорвавшегося к огневым позициям противника, в результате чего противник был отражен. В этом бою взвод тов. Леви уничтожил свыше взвода пехоты противника. В бою 31 июля 1943 г. тов. Леви погиб смертью храбрых. Заслуживает награды Орденом "Отечественной войны 1 степени". Посмертно." Командир 290 АМП - майор Знаменский. 08.09.1943.

Из Приказа командующего артиллерией 7-й Гвардейской Армии, №14/Н от 30 сентября 1943:"От имени президиума Верховного Совета ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю: Орденом "Отечественной войны 2 степени" - лейтенанта Леви Семена Львовича (посмертно)"

С женой Натальей Михайловной Леви ученики школы вели некоторое время переписку, а пионерскому отряду 4а класса в 1975 году было присвоено имя Леви С.Л.

Информация с биографическими справками указанных имен  с 23. 02. 2012 года размещена на сайте Редакции электронного периодического издания "Открытый текст", благодаря исследованиям кандидата исторических наук. доцента Нефедова Виктора Николаевича  http://www.opentextnn.ru/space/milmemorials/?id=4267

С 1944 по 1954 годы школа была мужской. Здесь учились только мальчики послевоенной поры. В докладной записке "О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР" обосновывалась необходимость предстоящих преобразований. Одним из аргументов в пользу введения раздельного обучения в 1943 г. стало утверждение о том, что

1.     Девочек необходимо в школах готовить к будущей практической деятельности иначе, чем мальчиков, учитывая особенности их физиологии.

Говорилось о необходимости укрепления дисциплины в школах и устранения "не всегда здоровых взаимоотношений, создающихся между мальчиками и девочками при совместном обучении" [3] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 18. Д. 54. Л. 21. http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?archive=1196815145&id=1193232434&subaction=showfull

Серьезной проблемой, мешавшей утверждению раздельного обучения, стала острая нехватка в регионе учительских кадров. С ведома отделов народного образования учителя из школы переводились на другую работу - на оборонные заводы, в государственные учреждения.

Трудно, порой, приходилось учителям, оставались только самые умелые, грамотные, твердые и стойкие, ведь слава о гордеевских ребятах была известна всему городу. А тогда он был шпанистый. Говорили: "гордеевская шпана", "гордеевские бандиты".

 До 1948 года учились здесь и дети, вывезенные из блокадного Ленинграда.

С 1 сентября 1954 г. в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике отечественная система образования не возвращалась. Во-первых, раздельное обучение далеко не в полной мере оправдало себя. Во-вторых, эту систему так до конца и не смогли вывести на тот высокий уровень качества среднего и неполного среднего общего образования, который изначально задумывался и предусматривался. К тому же финансовое обеспечение раздельной системы оказалось для государства

затруднительным

.

 

50-ые годы - это время расцвета, время возрождения общества после долгих четырех лет войны.

\

 

Гордостью школы являются музеи. По инициативе и непосредственном участии директора школы Катаевой Людмилы Васильевны и организатора внеклассной работы Соколовой Ирины Степановны в 70е годы создан уникальный музей «Горький в Канавино».

 

   

А создателем музея «Танк «Горьковский пионер» стала Овчинникова Ольга Николаевна и Богданова Зита Анатольевна.

 Музеи активно функционируют до настоящего времени, развиваются, участвуют и побеждают в различных городских конкурсах.

Большое количество талантливых учителей заложили основы 121 школы. Среди наиболее выдающих из них:

МатематикиГорбунова Александра Алексеевна - завуч, Великанова Антонина Михайловна, Бак Сергей Евсеевич, Гатилова Фаина Васильевна

Физики -   Старшинова Розалия Павловна, Фокиев Вениамин Павлович

Химики -  Пастернак Нина Фадеевна, Шейман Самуил Моисеевич
Литераторы -  Моталина Серафима Григорьевна, Вахрушева Таисия Павловна , Комарова Серафима Григорьевна(64), Смирнова Надежда Романовна, Сабурова Серафима Павловна
Историки - Шолок Мария Ильинична, Вахламова Мария Алексеевна, Левитас Исаак Яковлевич, Журавлева Валентина Михайловна

Биологи - Прокофьева Полина Александровна,Самсонова Евдокия Васильевна, Радионова Ирина Андреевна   

Черчение - Корпукова Валентина Васильевна
Трудовики - Овчинникова Ольга Николаевна 

Географы - Трегубова Людмила Михайловна , Порошина Валентина Константиновна

Иностранный язык - Катаева Людмила Васильевна (фр), , Галун Мария Аркадьевна, Богданова Зита Анатольевна (фр)

Нач.школа -  Храмова Ульяна Михайловна, Куликова Анастасия Александровна , Акутина Елена Ивановна (64), Депсамес Ольга Яковлевна. Серебрякова Нина Николаевна…

Физ-ра : Бурмистров Герман Дмитриевич

 

 

 

 

 

 

   

 

 

Они руководили школой:

?

1937-1939 г.

 

Леви Семен Львович

1940-1942 г

 

Канайкина Анна Михайловна

? – 1965 г

 

Дерябин Ревокат Васильевич

1965-1973 г.

 

Катаева Людмила Васильевна

1973 -1981

Смирнова Надежда Романовна

1981 – 1990 г

Войтенко Борис Феодосьевич

1985-1986 (строил новое здание под №110)

Селиванова Нина Ивановна

Сент 1990-февраль 1991 г.

Архангельская Людмила Ивановна

1 апреля 1991-июль 2009г.

Молодцова Елена Александровна

Июль 2009 г- по сей день

 

С конца 1960-х годов Гордеевка начала активно застраиваться панельными домами повышенной этажности (от 9 до 12 этажей). В это время появилось много новых жилых зданий, магазинов и др. Это как начало новой жизни Первыми домами этого типа в микрорайоне считаются дома по Московскому шоссе.

Самым активным периодом застройки микрорайона были 1980-е годы. В связи с ростом населения в микрорайоне планировалось построить 3 школы, но построена была только одна и в кратчайшие сроки с осени 1985 по август 1986 года. Около года она была под номером 110, а с 1987 года после слияния со школой 121 стала функционировать под номером 121.

На момент  открытия нового здания в должности директора был Войтенко Борис Феодосьевич.  

 

А в 1988 году состоялся первый выпуск из стен уже новой школы.

В школе с 1984 года был набран педагогический класс, как одна из форм профильного обучения школьников, которая готовила старшеклассников к поступлению на педагогические специальности.

 

 В 1987 году впервые был набран класс шестилеток.

В 90-е годы школа продолжала развиваться, создавались прекрасные кабинеты, осваивались новые методики и предметы, развивалась специализация.  Освоен предмет основы информатики и вычислительной техники.

 Свой первый компьютер школа выиграла в 1993 году.  А первый компьютерный класс был создан на средства родителей.

С 1998 года школа начала активное сотрудничество с ВУЗами города . Такими, как НГТУ им Алексеева, ВШЭ. Формировались экономические и технические классы.

 

Из материалов проекта 7г класса 2011 г «Прошлое в настоящем или у нашей школе юбилей»( кл. руководитель учитель истории Пазюкова О.А) :

 

(С 1991 по 2000 год начальная школа была выведены в старое здание под № 102)

 

      Новое время накладывает и новые требования. А соответствовать им очень нелегко: изменилась страна, идеология, ценности,  взаимоотношения в обществе,  определяющую роль начинают играть финансовые ресурсы,  начинается период бесконечных "реформ" образования.
  Фактически требует замены и модернизации почти вся материальная база школы: от туалетов и раздевалок до классов и новых информационных технологий.

На протяжении всех лет своего существования школа пользуется заслуженным авторитетом, к нам тянутся дети с разных микроучастков; меняющие своё место жительства в пределах своего района редко выбывают из школы. Приходят в школу бывшие ученики и приводят своих сыновей, дочек, внуков и внучек.  

О жизни современной школы можно подробно узнать на страницах школьного сайта http://sch121.edusite.ru/p1aa1.html

Юмористическое представление школы нынешним директором Молодцовой Еленой Александровной.

Вот школа, которую построил Войтенко

И был в ней директор, которая выбрала правильный вектор

Для школы, которую строил Войтенко.

В которой по слухам 13 сотен детей,

И где-то за 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко…

Вот завучи наши, которые вечно в заботе,

В учебной, а также внеклассной работе

В школе, которую строил Войтенко…

 

                   

А вот педагоги, которые так справедливы, умны

А с ними и завучи вечно в заботе,

В учебной, а также внеклассной работе…

А всем управляет конечно директор,

Которая продолжила выбранный вектор..

Для школы, которую строил Войтенко….

 

А вот Катерина, за ней дисциплина,

Уборка, забота, ещё медицина

И кухня и классы 13 сотен детей,

И где-то под 70 учителей..

В школе, которую  строил Войтенко…

 

 

Вот Оля, Наташа и Катя – трио элиты

Войною с победой они знамениты

В истории нашей 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко…

 

 

А вот Александр – технолог наш смелый,

Электрик, строитель, рабочий умелый.

Его обожают 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко…

 

Вот Вера и Ира – художницы слова,

Работать ответственно вечно готовы

 И с ними 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко…

 

Вот Лена и Надя ломают мозги:

В логических дебрях не видно не зги.

И с ними мудреют 13 сотен детей,

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко…

 

 

Вот Лена и Оля – художницы наши

Школу любимую делают краше.

И к ней приобщают 13 сотен детей.

И где-то под 70 учителей

Школу, которую строил Войтенко…

 

                         

Посмотрим на комплекс Бодреич и Алла, Ирина и Яна, Татьяна…ну это титаны

И в спорте покруче, чем Димы Биланы

Спортмастер и  тренер 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко…

 

Географы наши Елена с Татьяной

Они защищают моря, океаны.

Природу спасают 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко..

 

 

Марина, что шьёт, и кроит, и творит

И слава о ней словно птица летит.

И счастливы этим 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко..

 

                  

Наташа и Оля – они выпускницы,

Помощницы наши и, в общем, - орлицы

Достойный пример для 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко..

 

Вот Валечка наша, петь мастерица

И светятся радостью детские лица

И с нею балдеют 13 сотен детей

И где-то под 70 учителей

В школе, которую строил Войтенко….

 

И есть у нас дети,

Которым здесь лучше всего на свете

Для них здесь трудятся все педагоги,

Которые в ногу идут по дороге,

А рядом и завучи вечно в заботе,

В учебной, а также внеклассной работе

 

 

И всех здесь встречает радушно директор

И расширяет услуг она спектр

Будем традиции мы сохранять

Чтоб в регионе лучшими стать!!!!!

Шанцев построит БОЛЬШОЙ нам пристрой

Будем гордеевской, дружной семьёй!!!!!

 

              

 

В заключении хочется выразить огромную благодарность за предоставленные материалы на данной странице Мольковой Татьяне Ивановне, Макарычевой Людмиле Григорьевне, Слепневой Надежде Ивановне, Журавлевой Валентине Михайловне и конечно, всем учителям, которые сохранили и донесли до нас историю нашей родной школы!