Историко-краеведческий музей «Канавино на рубеже веков»
Школьный историко-краеведческий музейсоздан более тридцати лет назад по инициативе коллектива преподавателей, родителей, жителей микрорайона, и учащихся. В настоящее время на его базе работаетпрограммадополнительного образования «Музей «Канавино на рубеже веков». Цель работы музея:
формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающихся посредством приобщения к культурному и историческому наследию родного края, формирование базовой культуры личности подростка .
Музей зарегистрирован, датапаспортизации-2007 год.
№ свидетельства-3755
Работарегламентируется Положением о музее, утвержденным директором школы.
Помещение - кабинет на третьем этаже, три окна, один вход, площадь 32 кв.м. Работу школьного музея направляет Совет музея в составе: руководитель музея (Трошина Т.Н.), заместитель директора по учебно-воспитательной работе (Зубрий Т.В.), учащиеся 7-10 классов.
Совет музея выбирает актив (до 30 человек), ответственных за различные секции, работающие в музее. В нашем музее работают следующие секции :
1. фондовая работа (уч?тная) .Королева Анна, Матвеева Евгения, Ляпаева Анастасия
Под руководством старших дети оформляют документы музея: ведут записи в книге учета, заполняют учетные карточки, выписывают акты приема экспонатов. Секретарь совета ведет протоколы заседаний актива.
Ответственные за экспозиционно-выставочную работу следят за состоянием экспозиции: в нашем музее работает четыре раздела:
1.? « Русская изба».
2.? «Мещанская гостиная».
3.? «Нижегородская ярмарка».
4.? «Детство Алеши Пешкова в Канавино».
1.«Русская изба». Экспонаты, представленные в ней ( домашняя утварь, будничные и выходные костюмы, рабочие инструменты, хозяйственный инвентарь), позволяют судить о внутреннем убранстве русской избы, об особенностях национальных костюмов и основных ремеслах крестьян Нижегородской губернии второй половины 19 –начала 20 веков.
Основные направления поиска: особенности русского костюма, особенности национальной кухни, традиции и обычаи в русском доме.
2. На стендах экспозиции «Нижегородская ярмарка» представлены фотоматериалы ,рассказывающие об истории Нижегородской ярмарки, начиная с перевода знаменитого торга от стен Макарьев-Желтоводского монастыря в Нижний Новгород ,заканчивая описанием современных Международных форумов, проводящихся в нашем городе.
3. Экспозиция «Мещанская гостиная» демонстрирует внутреннее убранство помещения ( мебель, посуда, украшения) . По предметам гостиной мы можем судить об основных занятиях обитателей дома: рукоделие, чтение книг, музыкальные пристрастия).
4.Последняя экспозиция – «Детство Алеши Пешкова в Канавино». Это фотоматериалы о начальном этапе биографии великого земляка.
Кроме этого они обновляют этикетки,вводят в экспозицию новые экспонаты, готовят временные выставки.
Последние 3 года дети успешно участвуют в конкурсах временных выставок «История обычных вещей»
«История полотенца» (городской конкурс – 1место)
«Носители информации. С древнейших времен до сегодняшнего дня» (городской конкурс – 2 место)
В музее работает группа экскурсоводов, учащихся 9-10 классов. Они разрабатывают тексты экскурсий, проводят экскурсии в соответствии с планом работы. Практически ежегодно дети участвуют в конкурсе «Юный экскурсовод».
Прохоров Иван - призер городского конкурса ( 3 и 2 место)
Кокушин Даниил – призер районного конкурса (3 место)
ЕгороваИрина – призер городского конкурса (3 место)
Члены поисково-исследовательской группы работают над темамиосновныхнаправленийпоиска : особенности русского костюма, особенности национальной кухни ,традиции и обычаи в русском доме, история улицы Гордеевской, история возникновения и развития Нижегородской ярмарки, детство Алеши Пешкова в Канавино.
Формы работы музея достаточно разнообразны. Кроме экскурсий актив музея организует и проводит встречи с ветеранами ВО войны и труда, фольклорные праздники «Масленица». Педагоги проводят уроки истории, литературы, интегрированные уроки.
Актив музея сотрудничает со школьной газетой, детисоздаютпрезентации Power Point по материалам архива музея;
Канавинский район – один из самых древних в Нижнем Новгороде. Первое упоминание о Кунавинской слободе датируется 1599 годом. А в нижегородской Сотной Грамоте 1621 года говорится : “ за Окою – слободка Кунавинская, а въ ней живутъ мелкие тяглые люди…”. В 1621 году в Кунавине было 32 двора и 6 пустых мест. Написание “Кунавино” оставалось до середины 19 века. До сих пор неизвестно, чему слобода обязана своим названием.
Есть предположение, что слово “Кунавино” происходит от названия денежной единицы “куны”, которой платили подати заезжие купцы. Год 1928 считается официальной датой образования Канавинского района, а до этого о нем писали: “Город Кунавин, бывшая слобода, ныне уездный город” (Нижегородский календарь-справочник, 1923 год).
Сегодня Канавино – это один из крупнейших промышленных районов города; это транспортный узел внешних и внутренних путей всероссийского значения, здесь находятся грузовая часть порта, железнодорожный и автовокзалы; это крупный торговый центр, где расположена обширная сеть продовольственных и промтоварных рынков, магазинов и предприятий.
Пешков в Канавино
Жизнь в Канавино с лета 1877 года по осень 1880 г. оставила неизгладимые следы в памяти Алёши Пешкова, особенно школа, мать, близкие и друзья.По словам Алексея Максимовича, весной 1877г., дед писателя (В.В. Каширин) снял тесную комнату с русской печью и двумя окнами на двор, в двухэтажном доме, на Песчаной улице, спускающейся под горку к ограде кладбища. Канавинский адрес деда - важнейший в биографии Алексея Максимовича. К сожалению, долгие годы он оставался неясным. Отыскать этот дом помог сам писатель.
В повести «В людях» есть сцена; бабушка привезла Алёшу из городской больницы домой, в Канавино, и Вяхирь сказал ему: «Тут на вашем дворе у Чеснокова новые жильцы живут».Как выяснилось в Канавино действительно был дом Чеснокова под № 230, на песчаном дворе Пирожниковской (ныне Алёши Пешкова) улицы, которая шла «под горку к ограде кладбища» и упиралась в неё. Ныне это дом № 44, но не весь, а только его левая сторона. В 1892 году новый владелец П.Р.Тихомиров расширил дом, и он стал не совсем таким, каким запечатлел его в своей памяти Алексей Максимович. ДомЧеснокова был действительно двухэтажным, с каменным полуподвалом, с четырьмя окнами на улицу и во двор на погреба и сарайчики, идущие от ворот за дом к бане. На плане первого этажа в задней части дома видна комната «с двумя окнами» во двор. Эту комнату с русской печью и занимал дед.
«Не успел я осмотреться на новом месте, приехали бабушка и мать с ребёнком. -пишет Горький. Надо сказать , что детей у матери, кроме Алёши было двое: Вениамин 10 месяцев и только что родившийся Саша. Отчим в то время был Москве. Никакой квартиры для матери с малышами пока не снимали. Издёрганная, уставшая и больная после родов, она разместилась в той же комнате деда в надежде на лучшие времена. С этих дней в комнате стало страшно тесно и не только из-за детей, но и оттого, что дом был набит временными постояльцами - ярмарка ещё не кончилась. Бабушка с Алёшей стали спать в сарайчике, рядом с хозяйским курятником, «на дровах, прикрытых тряпьём».
Бабушка с Алёшей стали спать в сарайчике, рядом с хозяйским курятником, «на дровах, прикрытых тряпьём». Вскоре Варвара Васильевна перебралась вместе с детьми в баню, которая стояла на дворе, позади дома, и летом не топилась.Об этом времени говорят воспоминания И.М. Сапожникова - друга детства Алёши Пешкова: «Когда мне было 12 лет, жили мы в Канавино на Елизаветинской улице (ныне Коммунистическая), на наших задворках, на улице Пирожниковской, у дома хозяина Чеснокова, поселилась молодая женщина с восьмилетним мальчиком. Семья жила бедно, и ему самому приходилось работать. Бойкого и живого мальчика быстро узнала вся улица. Подружился с Алёшей и я. Мы ходили на Оку удить рыбу, играли в бабки, занимались сбором старого железа, добывали на Кобыльих ямах лошадиные кости... и продавали их по 20 копеек за пуд. Но жизнь в бане продолжалось не долго. 17 августа 1877 года у Варвары Васильевны умер от простуды сын Вениамин. После похорон сына из Москвы приехал отчим. В.В. вместе с только что приехавшим мужем и новорождённым Сашей переселилась из бани в подвальный этаж дома Чеснокова. Туда же она взяла и Алёшу, чтобы снова приняться за его воспитания и обучение. Постель она сделала ему на ящиках за русской печью.
Алёше шёл уже десятый год, а он из-за семейной неустроенности и бедности всё ещё бегал по улице среди брошенных, неодетых и неумытых ребят. Учебный год уже начался. Со школами в Канавине было очень плохо. На всю слободу одно училище. Попасть в него было очень трудно. Алеша, благодаря усилиям матери был зачислен в школу в 1877 году, хотя непринятых было более 140 мальчиков. Он поступил в первый класс Кунавинского начальног училища на бывшей Елизаветинской, а теперь Коммунистической улице.
Судя по докладной директора народных училищ того времени Н.Н. Овсянникова, здание Канавинского училища было хуже всех из одиннадцати городских, тоже плохих училищ (сырая, тёмная изба с сенями, ободранная и грязная внутри учебная комната, без двора, без садика, без какого - либо хозяйства). Учителем был муж хозяйки дома отставной офицер Иван Андреевич Молниев, не имевший педагогического образования. Училище было одноклассным. По норме тех лет в нём должно было быть 25-30 учеников, но было больше, и все они были разделены по числу лет обучения на три отделения. В первом, возле стола учителя, сидели новички, в том числе Алёша Пешков. Второе отделение - подальше. В третьем - оканчивающие школу. В программе обучения были: закон божий, чтение и письмо, четыре действия арифметики и церковное пение. Первые уроки по письму и чтению Алёше были не нужны: он уже умел и читать, и писать. Учитель вскоре понял это и перевёл его во второе отделение.
Для Алексея Максимовича навсегда остался памятным день, когда в Канавинское слободское училище неожиданно приехал новый епископ Хрисапф. Посещение епископа в значительной степени повлияло на положение ученика Алексея Пешкова, которому угрожало исключение из училища за то, что у него не было учебника по «Священной истории». Исключить из училища можно было только по решению учебного совета школы, а это решение ещё не состоялась. Тут явился Хрисапф. Он беседовал с ребятами, вызывал их к столу одного за другим. Дошла очередь и до Алёши, который поразил епископа своими знаниями помимо школьной программы. Епископ пригласил школьного священника послушать знающего ученика.
Получилось нечто вроде экзамена по духовной литературе, которую Алёша освоил дома - с помощью бабушки и деда. Это было весной 1878 года перед самым концом учёбы. И если осенью 1877 года досрочный перевод Алёши из первого отделения в среднее был первым успехом в школе, этот экзамен можно считать второй его победой в школе. Об исключении теперь не могло быть и речиж. В училище Алёша встречался с детьми из городской бедноты. Он и сам уже знал всю горечь нужды. Дед совсем разорился. Алёша вынужден был совмещать занятия в школе с ветошничеством. Об обстоятельствах своей жизни в это время А.М.Горький вспоминает с чувством горечи. «В школе мне снова стало трудно, ученики высмеивали меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры заявили учителю, что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной. Помню, как глубоко я был обижен такой жалобой и как трудно мне было ходить в школу после неё. Жалоба была выдумана со зла: я очень усердно мылся каждое утро и никогда не приходил в школу в той одежде, в которой собирал тряпьё».
Вот таков был текст похвального листа: Похвальный лист.Нижегородское Слободское Кунавинское начальное училище, одобряя отличные перед прочими успехи в науках и благонравии ученика Алексея Пешкова, наградило его сим похвальным листом в пример другим. Июня 18 дня 1879 года. В тексте похвального листа Алёша сделал ряд «исправлений» и дополнений. Так, вместо «Нижегородское Слободское Кунавинское», он написал «наше свинское Кунавинское», вместо «за благонравие» - написал «за шалости», а к своей фамилии «Алексей Пешков» добавил слово «Башлык».
«Башлык» - это прозвище легендарного разбойника, жившего в начале прошлого столетия в Арзамасском уезде. Легендарность Башлыка объясняется его своеобразными разбойными действиями. Грабя богатых, он часть награбленного отдавал бедным. Любовь к Башлыку простого народа обусловила его многолетнюю неуловимость. Башлыка скрывали простые люди. В детстве, играя, в разбойников и выступая в качестве атамана детских отрядов, Алёша и присвоил себе имя Егора Башлыка. Успех не обрадовал ни Алёшу, ни больную мать. Выяснилось, что дальше он учиться не может, так как программа училища преемственной связи с гимназией и другими учебными заведениями не имеет. Для Алёши Пешкова после школы дорога оказалась одна - на свалки собирать ветошь, бумагу, кости, железо и продавать его скупщикам, чтобы помогать матери и бабушке. «Разделавшись со школой - говорит А.М. Горький в «Детстве» - я снова зажил на улице...» В доме всё не радовало, как будто беды всего мира свалились на его семью. Мать была безнадёжно больна. «В отчиму отказали в должности, он снова куда-то исчез» - вспоминает Алексей Максимович. «Мать с маленьким братом переселилась к деду». Мать умерла в 1879 году, в воскресенье. Таким было детство Алёши Пешкова. Через несколько дней дед сказал ему: «Ну, Алексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди - ка ты в люди...» Делать было нечего: и пошёл он в люди.
Мещанская гостиная
С течением времени стали стираться грани между сельским укладом жизни и городским. И в Канавино появилось мещанское сословие. Очень интересный этнографический материал представлен в "Мещанской гостиной". Здесь представлены вещи более обеспеченных жителей Канавино. Почётное место занимает на столе самовар. Вокруг него фарфоровая посуда завода Кузнецова. Кофемолка и бутыль - элементы роскоши.Справа - шкаф, слева на стене панно ручной работы. Впереди комод с резными стёклами и дамской шкатулочкой. В углу полка со старыми книгами. На полу стоит швейная машина, а в другом углы граммофон. это гордость нашего музея.
Волжский берег у подножия Дятловых гор издавна был местом встречи купеческих судов,что шли по Волге и Оке. Скудные сведения о есть в летописных строках,относящихся к XIV когда великая княжество Нижегородское соперничало с Москвой и Тверью за землями.Местом ярмарки был выбран мыс при слиянии Оки и Волги, что издревле имел название Стрелки или Стрелицы.Ежегодно ярмарка терпела ущерб от весеннего паводка, но главной бедою были частые пожары. Опустошительное, яростное пламя, охватившее ярмарочный городок в 1816 году, было роковым. Правительство решило перенести всероссийское торжище в губернский Нижний Новгород.
В 1641 году ярмарка у Макария была признана официально. Рассвет этого тожища падает на конец ХУШ века - самое начало XIX века. Это был хорошо продуманный с учетом многолетнего опыта деревянный городок, созданный у. монастырских стен для торговых нужд. Он занимал до 10 гектаров.Ежегодно ярмарка терпела ущерб от весеннего паводка, но главной бедою были частые пожары. Опустошительное, яростное пламя, охватившее ярмарочный городок в 1816 году, было роковым. Правительство решило перенести всероссийское торжище в губернский Нижний Новгород.
Весну 1817 года Нижний встретил стуком топоров и монотонным пением пилы. Уже 15 мая под колокольные звоны и с крестным ходом состоялась церемония официальной закладки. Кстати, ярмарку по-прежнему именовали Макарьевской, и это наименование оставалось еще долго. Через 11 месяцев на новом месте было построено около трех тысяч лавок, церковь и даже здание театра.
Ярмарка с первых лет своей жизни стала великим торговым перекрестком Европы и Азии Надо сказать, что к иноверцам нижегородцы относились с достойным уважением: на территории торжища действовали мусульманская мечеть и армянская церковь. География Российской империи и ее соседей отразилась в названиях улиц - линий: Большая Сибирска, Бухарская, Китайская... Ежегодный праздник русского купечества начинался 15 июля в день святого Макария и продолжался до 15 августа (затем его продлили до 25 августа).
25 августа ярмарочные флаги спускались, что означало официальное закрытие торга, но торговля продолжалась вплоть до 1 сентября, а иногда и дольше.После закрытия ярмарки начинался развоз не распроданных товаров и подготовка ярмарочных зданий к зиме. Важно отметить, что всероссийский перекресток был притягательным для отечественных писателей - этнографов, для литераторов, изучающих нравы и обычаи народа. Здесь сходились все губернии, все говоры, все, что выражало народные добродетели и пороки, все краски Отечества.
А.Островский, Т.Успенский, В.Крестовский. Она была поистине
кладом для В.Даля, который 10 лет жил в Нижнем Новгороде и работал над «Толковым словарем живого великорусского языка». Красочные картины торжища описы, ют на страницах романов Мельникова-Печерского. О встречах с ярмарочным бытием писали М.Горький и В.Короленко. Интересен рассказ Владимира Гиляровского о темных закоулках торжища - «Под веселой козой». Нельзя не вспомнить благодарно двух фотомастеров - Андрея Карелина и Максима Дмитриева, которые оставили потомству впечатляющую, зримую энциклопедию картин быта и характеров ярмарки.
«Балаганы расположены регулярнейшим образом: вдоль Оки по
левую сторону от моста - Сибирская железная линия, далее - между рекой и длинным озером ряды: лоскутный, канатный, ягодный, иконный, хлебный, пироженный, мясной, бойня. По правую руку, вдоль берега, ряды: стеклянный, холщевый, мыльный, вареньешной, меховой, шляпный, рукавишный, табачный, корзинный, сапожный, светильный, циновочный и , наконец, харчевни.
Перейдя широкий мост через указанное озеро на нем сверх того устроено четыре моста: по правой руке расположены меняльные и мелочные лавки, линии: фарфоровая, зеркальная, мебельная.
О Нижнем Новгороде говаривали уже тогда,что он «Карман России», в отличие от «сердца» - Москвы и «головы» -Петербурга.
Общее количество русских и иностранных купцов, торговавших на ярмарке в середине XIX в. исчислялось 15-тысячами, обслуживало ярмарку до 80 тыс.человек (чернорабочие, прислуга, извозчики, судорабочие). Ежегодно ярмарку посещало до 250 тыс.чел.